Маркетплейсы - доступное будущее электронной коммерции

Электронный прилавок претерпевает видимые изменения в последние несколько лет, становясь проще и доступней для покупателя. Однако вместе с тем все больше в тень уходит имя продавца, товар словно бы сам оказывается в руках потребителя, минуя витрины и кассовый стол. Особенно ярко новая тенденция появилась с выходом на первый план маркетплейсов - крупных площадок, объединяющих разрозненные торговые площадки в единую сеть на одном портале.

60d58f1276427.jpg

 

Как не потеряться на фоне такого изобилия владельцу малого торгового бизнеса? Мы решили расспросить об этом Владимира Маркова, менеджера франчайзинговой компании по продаже мультибрендовой обуви MasterKicks.

- Владимир, скажите, роль маркетплейсов сегодня не преувеличена? Марки Озон и Wildberries, что называется, у всех на устах, однако какое место в интернет-продажах они занимают на самом деле?

Скорее, напротив, эта роль недооценивается. Продавцы, особенно если у них не хватает опыта и оборота, часто расценивают себя как самостоятельную ценность для покупателя. Им почему-то кажется, что клиент должен стремиться к их марке, любить их рекламу, восхищаться политикой продаж и т.д. Тогда как покупатель просто хочет купить кроссовки. И тут маркетплейсы в полной мере удовлетворяют запрос клиента: выводят на первое место дешевый и популярный продукт. По сути, им все равно, кто продавец. В итоге на топовые продажи вышли те, кто и не помышлял о крупном предпринимательстве, а просто честно предлагал свой продукт.

- В чем, по-вашему, заключается главное преимущество маркетплейсов?

Главный плюс - высокая степень доверия покупателей. Это не пустые слова, площадка дает гарантии при покупке через ее корзину. Потребитель точно знает, что получит заявленный товар, а если он окажется ненадлежащего качества, его можно будет вернуть. Это, пожалуй, главное преимущество. И оно на руку не только покупателям, продавцы, честно делающие свою работу, тоже оказываются в выгодном положении. По сути, такая модель очищает рынок от недобросовестных дельцов. Это повышает общее качество предложенных товаров. И, уверяю вас, тенденция будет расти.

- Начинающему бизнесмену легко вписаться в маркетплейс?

Если у вас небольшой ассортимент товара, то будут сложности с формированием стабильного пула клиентов. Ведь мало попасть в популярные выдачи, нужно мочь удержать покупателя сопутствующим товаром, а для этого лучше иметь весомый сток. Однако, будучи новичком, вы можете работать по франчайзинговой модели. Например, модельный ряд обуви наших партнеров франшизы MasterKicks имеет сотни наименований. Количество товара в таком случае не зависит от того, сколько вы работаете, пять месяцев или пять лет.

- А как же хранение, склад? Не будет это слишком накладно для новичка, закупать столько товара?

Мы работаем по дропшиппингу: это значит, что вся продукция идет с головного склада MasterKicks нашими силами логистики. Франчайзи занимаются непосредственно оформлением заказа через свой личный кабинет, а доставку делаем мы. Соответственно, и вносить предоплату за товар тоже не нужно.

- А документы тоже делаете вы? 

Да, конечно, мы даем всю сопроводительную документацию. Кстати, на крупных маркетплейсах часто есть услуга складирования и доставки, они могут помочь и с документооборотом, правда если вы работаете самостоятельно, то вам лучше оформить юридическое лицо, а с нами, в MasterKicks, можно работать и в качестве самозанятого, ведь все проходит через головной офис. Это проще.

- Трудно сделать так, чтобы товар заметили?

Как я уже говорил, маркетплейсы любят широкий ассортимент и доступные цены. По умолчанию в каталоге товар отображается от минимальной стоимости к ее увеличению. Поэтому если вы продаете дорогой эксклюзив, то маркетплейс - не лучшее место. Зато, если у вас действительно востребованный продукт, то дела пойдут. Ведь покупателей очень много.

- Нужно ли как-то вкладываться в рекламу или достаточно разместить и ждать улова?

Я бы мог сказать вам, что бизнес всегда требует вложений и без рекламы не бывает продаж. Однако я сам вижу, как на крупных площадках успешно продают те, кто действует, что называется, «поперек всех инструкций». Конечно, лучше делать правильно, а главное - не класть яйца в одну корзину. Поэтому мы учим наших франчайзи развивать маркетинговые инструменты. В MasterKicks это - собственный каталог интернет-магазина с личным кабинетом для каждого партнера, инстаграм-страницы и - маркетплейсы. C 30.06.2021 мы выходим на Ozon и Wildberries. Думаю, это существенно расширит наш рынок.

- Инстаграм можно считать конкурентом маркетплейсов?

Скорее, нет, ведь у него другая задача. Он хорошо позиционирует марку, держит пул постоянных клиентов. А вот продавать через него бывает не очень удобно, ведь это не магазин в прямом смысле слова. Поэтому обычно держат аккаунты и там, и там. В Инстаграме делают рекламу, а сама покупка осуществляется через маркетплейс.

- MasterKicks планирует стать маркетплейсом? Ведь, к примеру, Wildberries, как и вы, начинали как франчайзинговая компания.

Все возможно! Поживем, увидим.