Главный IT-облом года. Что нас ждёт после срыва сделки "Яндекса" и "Тинькофф"?

Главный IT-облом года. Что нас ждёт после срыва сделки "Яндекса" и "Тинькофф"?

В середине октября стало известно об отмене одной из самых ожидаемых сделок года — покупки «Яндексом» банка «Тинькофф» за $5,48 млрд. Причины её срыва до сих пор обсуждаются в прессе, но интересно также и то, какие последствия может вызвать этот громкий разрыв.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Стратегия Global IT — автор Леонид Делицын

Инвестируйте в международные IT-компании, которые по мере окончания пандемии и выхода из сложной экономической ситуации, становятся архитекторами новой экономики.

«Яндекс» будет искать банк

Очевидно, что в сложившейся на рынке ситуации, когда обновлённый «Сбер» активно развивает свою экосистему, IT-гиганту «Яндексу» необходим собственный банк или платёжная система для интеграции в огромную онлайн-платформу. Возможно, даже не просто банк, а одновременно и мобильный оператор. Например, слияние «Яндекса» и «МТС» (у компании есть свой «МТС Банк»). Ещё один возможный вариант — банк «Открытие», первый в России, попавший под новую программу санации, в рамках которой государство приобрело 99% акций кредитной организации.

«Тинькофф» будет сложнее конкурировать

На данный момент «Тинькофф» продолжает расти и уже стал третьим крупнейшим банком в России c 11 миллионами клиентов (19% респондентов по данным исследования аудиторской компании Deloitte). И если он ещё может конкурировать с занимающим второе место ВТБ — с 23% по данным опроса, то гигант «Сбер» с собственной IT-платформой оставляет «Тинькофф» далеко позади – 87% опрошенных чаще пользуются именно «Сбером». Сделка с «Яндексом» была отличной возможностью для TCS Group создать противовес лидеру отрасли и побороться за новых клиентов.

У «Сбера» появилось время?

После новости о прекращении переговоров о покупке «Тинькофф» акции «Яндекса» хотя и снизились на 4%, но по мнению аналитиков, это краткосрочный отрицательный эффект, на оценку компании на более долгую перспективу разрыв не повлиял. Инвесторы понимают, что теперь «Яндекс» будет искать другие пути входа в финтех-сектор. Единственное, что теперь выполнение этой задачи откладывается. Некоторые эксперты считают, что IT-гиганту не удастся быстро найти подходящую замену, и это даёт фору его главному конкуренту «Сберу», чья экосистема уже работает. В сложившейся ситуации «Сбер» имеет больше шансов монополизировать рынок и усовершенствовать новые онлайн-сервисы в отсутствии серьёзных конкурентов.

Многополярность — будущее российского рынка?

Пока двуполярность российского рынка, на котором будут бороться за клиента две крупнейшие онлайн-платформы, откладывается на неопределённый срок. Возможно, что такая система и не сложится в нашей стране, если «Яндексу» или кому-то ещё не удастся на равных конкурировать со «Сбером» в финтех-секторе. Тогда вероятен вариант существования одной масштабной онлайн-платформы «Сбер», который и останется лидером рынка, а остальные компании будут добавлять технологии или финансовые инструменты (платёжные системы, небольшие банки) в комплекс своих услуг, но не стремиться создать конкурирующую экосистему.

Стартапы как двигатели прогресса

Ещё один кажущийся сегодня вероятным, но не точный сценарий — будущее не за нынешними лидерами рынка, а за инновационными стартапами, которые предложат альтернативу, способную привлечь клиентов. Например, в Казахстане появился финтех-стартап Kaspi.kz, предлагающий аналогичные услуги, что и «Тинькофф», но оцененный ещё дороже — $6,5 млрд — благодаря успешному IPO в Лондоне.