Новости МирТесен


Бум IPO: что пережил рынок и какую роль в этом сыграли SPAC

Бум IPO: что пережил рынок и какую роль в этом сыграли SPAC

В марте мировой рынок IPO ипытал настоящий взлет. Компании, разместившиеся на рынке в начале года, забрали значительный объем ликвидности. После завершения локап-периода инвесторы начнут активно продавать купленные акции, что окажет давление на рынок

Мировой рынок IPO начал оживать во второй половине 2020 года, когда компании и инвесторы постепенно адаптировались к работе в условиях пандемии. Уже в июне месячные объемы привлечений начали превышать соответствующие показатели прошлого года, самый заметный скачок произошел в августе: с помощью IPO компании привлекли более $75 млрд, почти в шесть раз превысив результат августа 2019 года. По итогам всего года, по данным компании Refinitiv, размещения на мировых площадках провели 1755 эмитентов, было привлечено более $324 млрд (годом ранее – $203,7 млрд).

В начале 2021 года тенденция к росту продолжилась: почти $69 млрд привлекли компании в январе, $92 млрд в феврале и свыше $88 млрд в марте. В апреле темпы роста замедлились до $35,8 млрд.

Крупнейшие IPO 2021 года:

  • Kuaishou Technology в Гонконге: сервис – конкурент TikTok привлек свыше $6 млрд;

  • Coupang Inc, онлайн-ритейлер, работающий в Южной Корее (крупнейшее в США размещение на NYSE $4,6 млрд);

  • паевой траст BlackRock Innovation & Growth Trust (размещение на NYSE, $4,4 млрд);

  • InPost SA, польская компания по доставке посылок (размещение на бирже в Амстердаме $3,9 млрд).

  • Vantage Towers, европейское подразделение телекоммуникационной инфраструктуры Vodafone (размещение на Франкфуртской фондовой бирже $2,8 млрд).


Также были размещения, которые проходили через сделки со SPAC-компаниями, ставшими очень популярными из-за относительно простого механизма выхода на биржу*. Если в конце прошлого года ежемесячный объем привлеченных средств не превышал $18 млрд, то по итогам января он вырос до $26 млрд, а в феврале и марте – до $36 млрд соответственно.

По данным Bloomberg, мартовский результат на 137% превысил аналогичный показатель 2020 года. В целом, из общего числа компаний, которые разместились в Штатах в марте, больше половины (62%) сделали это путем SPAC-сделок.

Во 2 квартале года процесс, как ранее прогнозировал Goldman Sachs, заметно притормозился: лишь $4,7 млрд было привлечено в апреле. Вместе с тем, стратеги инвестбанка оценивают текущий капитал SPAC-компаний в $129 млрд – и в настоящий момент он ищет возможности для выхода на биржу.

В первые 15 недель года, по данным аналитической компании GlobalData, на биржи США вышла 301 SPAC-компания, объем привлечений составил рекордные $87 млрд. Основными сферами при этом были технологии, медиа, телекомы, фармацевтика.

В ближайшие месяцы состоится крупнейшая за всю историю сделка со SPAC: сервис такси и доставки еды из Сингапура Grab, который называют «азиатским Uber», выйдет на биржу NASDAQ через слияние с компанией Altimeter Growth. Компания ожидает выручить за свои акции около $4,5 млрд, а всю компанию инвесторы оценивают примерно в $40 млрд. До этого крупнейшими подобными сделками стали объединение производителя электрокаров Lucid Motors с Churchill Capital IV ($2 млрд) и слияние небанковской ипотечной компании United Wholesale с Gores Holdings IV ($16 млрд).

Что это значит для рынка?

Как мы видим, компании, разместившиеся на рынке в первые три месяца 2021 года, забрали значительный объем ликвидности. Но стоит иметь в виду, что после завершения локап-периода инвесторы начнут активно продавать купленные акции, что окажет давление на рынок.

Локап-период (Lock-Up) – это интервал времени после IPO, в течение которого лица, владеющие акциями компании, не могут совершать сделки с ними. При традиционных IPO этот период составляет от 3 до 6 месяцев, в среднем 4,5 месяца. В случае SPAC-сделок интервал обычно более длительный: от полугода до года, в среднем около 9 месяцев.

Учитывая, что доля размещений в формате SPAC за последнее время составила около 60%, длительность среднего локап-периода по рынку мы оцениваем приблизительно в 7 месяцев. Таким образом, начиная с марта этого года на рынок начинает выходить дополнительное предложение инсайдеров, как «эхо» прошедших сделок размещения, а пик этого процесса должен прийтись на начало осени.

Дополнительным фактором в пользу осторожности на рынке во второй половине 2021 года является озвученное Федрезервом США намерение начать обсуждать сокращение вливаний ликвидности по мере того, как процент вакцинированного населения в стране достигнет 75%. При текущей динамике это должно произойти к июлю, но рынки, скорее всего, начнут готовиться чуть раньше.

*SPAC (Special Purpose Acquisition Company, «специальная компания по приобретению») – компания, которая не ведет операционную деятельность и изначально не имеет активов. Смысл ее существования – вывести на биржу потенциально успешную частную компанию путем слияния или поглощения, а не через традиционное IPO.






Новости по теме

Технологические стартапы бьют рекорды в 2020..

Сергей Пигарев: ExxonMobil приняла на себя..

Российские инвесторы увеличили вложения в..

Российские компании спешат взять дешевые..

Российские компании в 2019 году впервые..