Нефтегазовые компании – впереди хорошие времена
К. Калиткин 16-июн, 18:22 СырьёСезон отчетности российских нефтегазовых компаний в самом разгаре, и уже понятно, что можно говорить о заметном восстановлении в первом квартале 2021 после разрушительного воздействия пандемии Covid в 2020. Выручка и EBITDA отчитавшихся компаний выросли на 11-23% и 14-66% кв/кв соответственно.
Мы ожидаем, что благоприятные цены на нефть (+32% с начала года), ослабление рубля из-за геополитических рисков и смягчение ограничений по добыче ОПЕК+ (по прогнозам, добыча российских нефтяных компаний вырастет на 2-4% г/г) обеспечат надежную основу финансовым показателям за 2021 год.
Российские компании скорее всего вернутся на радары инвесторов, учитывая, что они торгуются с дисконтом 50% к мировым нефтяным аналогам по мультипликатору P/E 2021 и должны вернуть себе лидерство в дивидендном плане – средняя дивидендная доходность за 2021 оценивается в 8%.
Правительство продолжает настойчиво рекомендовать компаниям пожертвовать дивидендами в пользу более высоких инвестиций, в соответствии с указом президента. Однако мы склонны полагать, что в данном случае взгляды правительства больше обращены на горно-металлургический сектор, где больше частных компаний и налоги существенно ниже, чем у нефтяников и газовиков.
2021, таким образом, обещает радужные перспективы, за одним исключением – изменения в налогообложении, которые произошли в конце прошлого года. Напомним, начиная с 1 января 2021 года, было отменено несколько налоговых льгот для истощенных месторождений и месторождений высоковязкой нефти – негативный эффект для крупных компаний оценивается в диапазоне от 5 до 15% от EBITDA.
Крупнейшие производители высоковязкой нефти уже объявили, что в текущих налоговых условиях разработка новых проектов будет экономически нецелесообразна. Компаниям, которых коснулись соответствующие изменения, в этом году предстоит решить, перевести ли месторождения, экономика которых значительно ухудшилась после отмены налоговых льгот, на режим НДД. Альтернативный вариант – занять выжидающую позицию, поскольку изменения налогообложения в отрасли происходят постоянно.
Надолго ли сохранится оптимизм?
Однако ужесточение экологического регулирования, все более амбициозные задачи по противодействию изменению климата и ускорение продвижения ESG-повестки ставят вопросы относительно устойчивости нефтегазовых компаний в долгосрочной перспективе. Мы поддерживаем мнение, что мировым нефтяным компаниям придется сильно потрудиться, чтобы приспособиться и найти свое место в новом, более экологичном мире. Переход к новому энергетическому балансу не будет быстрым или легким, и, по нашим ожиданиям, наиболее жизнеспособными окажутся производители нефти с низкой себестоимостью. Россия, где себестоимость добычи на освоенных месторождениях составляет $3-5 / барр., находится внизу кривой себестоимости, что дает ей сильные позиции в борьбе за долю рынка. Более того, отставая от европейских конкурентов в темпах утверждения стратегий ESG (у ряда лидеров они еще не опубликованы), по выбросам парниковых газов крупнейшие российские компании в целом идут наравне с аналогами, такими как Total и BP. Поэтому, на наш взгляд, более вероятно, что производители пойдут по пути повышения гибкости портфелей активов, делая ставку на газ, развитие технологий улавливания CO2, а также формирование водородной экономики, нежели предпочтут какие-то радикальные шаги по перестройке существующего бизнеса. На межгосударственном уровне значительное внимание направлено на создание системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Россия изучает возможности смягчения потенциального эффекта от налога на выбросы углерода при производстве импортируемой продукции, введение которого рассматривается сейчас в ЕС и других регионах, благодаря использованию своих территорий и природных ресурсов – естественных резервуаров для СО2. Пилотный проект будет запущен на Сахалине, а первые связанные с ним сделки могут состояться в 2022.
Материал подготовлен специально для Petroleum Economist. Перевод «АТОН».